Письмо родителям
Пятилетний Саша ходит в подготовительный
класс американской школы. Через месяц после начала занятий его мама Ольга
получила памятку от учительницы, написанную от лица ребёнка. Она удивилась и
перевела на русский язык. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы
воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить?
В частной школе «Мэрри Моппетс» (Merry
Moppets) крошечного прибрежного городка рядом с Сан-Франциско (США) к душевному
благополучию учеников относятся серьёзно. Каждую пятницу дети могут приносить c
собой любимую игрушку, а любимые книжки – каждый день. Каждую неделю школа
предлагает ученикам сделать что-нибудь весёлое, допустим, объявляет День
сумасшедшей причёски или даже День пижамы. А тем подготовишкам, кто не хочет
спать днём, учителя разрешают сидеть с фонариками при плотно задёрнутых шторах
и рассказывать друг другу любимые сказки.
В этой школе у каждого ребёнка в классе
есть свой маленький ящичек. Учитель может оставить в нём материалы для домашнего
задания, план занятий на месяц или записки родителям. Именно там Ольга нашла
вот это письмо. В нём 21 правило воспитания счастливых детей, записанное со
слов ребёнка.
1. Не балуй меня, ведь я знаю, что ты не
обязана исполнять каждое мое желание.
2. Не бойся быть со мной прямолинейной.
3. Не давай мне привыкать к плохим
привычкам. Отвыкать от них мне будет ещё тяжелее.
4. Не заставляй меня чувствовать себя
так, будто моё мнение не имеет значения. В такие моменты я начинаю вести себя
ещё хуже. Ты должна знать об этом.
5. Не поправляй меня в присутствии
других людей. Я лучше воспринимаю информацию, когда ты делаешь замечание с
глазу на глаз.
6. Не заставляй меня чувствовать себя
так, будто мои ошибки – это страшные преступления.
7. Не защищай меня всё время от
последствий моих поступков. Я должен научиться понимать, что у действий бывает
противодействия.
8. Не обращай внимания на мои мелкие
придирки, иногда мне просто хочется пообщаться с тобой.
9. Не расстраивайся слишком сильно,
когда я говорю, что ненавижу тебя, – я не ненавижу тебя, а бунтую против твоей
власти.
10. Не повторяй всё по сто раз, а иначе
я буду делать вид, будто оглох.
11. Не давай опрометчивых обещаний. Я
расстроюсь, если ты их не выполнишь.
12. Не забывай, что пока я ещё не могу
вдумчиво объяснить то, что чувствую.
13. Не требуй от меня правды, когда
сердишься. От страха я могу случайно обмануть тебя.
14. Не будь непостоянной, меня это
сильно портит.
15. Не оставляй мои вопросы без ответов.
Я всё равно пойду искать ответы, но в другом месте.
16. Не говори, что мои страхи –
неважные. Они очень важные, совсем не мелкие, и мне становится ещё страшнее,
когда ты этого не понимаешь.
17. Не притворяйся совершенной и не
совершающей ошибок. Я расстроюсь, когда пойму, что это не так.
18. Не думай, что извиниться передо мной
– ниже твоего достоинства. Когда извиняешься, если не права, ты учишь меня
поступать так же.
19. Не забывай, что я быстро расту. Тебе
придётся перестраиваться очень часто.
20. Не запрещай мне экспериментировать.
Без этого я не могу развиваться. Так уж, пожалуйста, делай на это скидку.
21. И последнее –
помни, что я не могу вырасти счастливым человеком, если меня не любят дома
сильно-сильно. Но ты это знаешь и так!
( из интернета)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как-то в разговоре с внуком, вспомнила о том, что когда я была маленькая и ходила в детский сад... Андрей, так зовут моего внука, удивленно спросил: "Бабуля, ты была маленькая?.. А я думал, ты сразу взрослая родилась, бабушкой!"
Очень часто, воспитывая своих детей, мы забываем о том, что сами родом из ДЕТСТВА - просто стали большими и забыли, что делали ошибки в процессе познания мира.
Когда сидим и вспоминаем при разговоре свои странички из садиковской жизни, школьной, дворовой ( а нам, взрослым, есть что вспомнить), то невольно всплывают и обиды за наказания за ту или иную шалость, разбитую посуду, раскрашенные стены, содранные коленки, упертость и много еще чего.
Имея такой опыт мы стараемся оградить детей от ошибок словами "нельзя", "нет", запретами на желание ребенка что-то увидеть, услышать, предпринять, тем самым наступаем на процесс познания мира ребенком, отбивая всю охоту учиться думать, наблюдать, действовать, ошибаться и исправлять ошибки.
Предлагаю несколько советов , которые помогут родителям стать самым близким и лучшим другом для своего ребенка и пройти рука об руку по дороге во взрослую жизнь.

✔ Хвалим на людях, ругаем наедине!
✔ Ругаем не ребенка, а его поступки!
✔ Не «нападаем» на ребенка всей семьей!
✔ Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.
✔ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.
✔ Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.
✔ Давайте будем чаще говорить нашим детям о том, как мы их любим!
✔ Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.
✔ Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.
✔ Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
✔ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
✔ Важно, чтобы ребенок умел деньги считать, тратить, экономить, получать удовольствие от покупок, относиться ответственно к семейным деньгам, уважать труд и тех, кто трудится. И тогда, когда он вырастет, он научится зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью
10 «нельзя» для родителей

Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя, и избегать всего, что разрушает этот положительный образ.
Что греха таить, даже самые терпеливые родители время от времени в «расстроенных чувствах» все же пользуются недозволенными мерами, но нередко к ним прибегают просто по незнанию.
Давайте запомним недозволенные в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь «Не убий!».
Давайте запомним недозволенные в воспитании приемы так же хорошо, как мы помним заповедь «Не убий!».
Не унижай ребенка!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Не угрожай!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Не вымогай обещаний!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра, угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Не опекай излишне!
Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Не требуй немедленного повиновения!
Представьте, что муж говорит вам: «Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Представьте, что муж говорит вам: «Дорогая, брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Не потакай ребенку!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будь последователен!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу — «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу — «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка!
Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен — это плохо сказывается на развитии его самосознания.
Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы провоцируете у него неприязнь к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще не способен — это плохо сказывается на развитии его самосознания.
Не морализируй и не говори слишком много!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?» Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я… я тебе все объясню!».
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам, они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама сделала для тебя?» Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я… я тебе все объясню!».
Не лишай ребенка права оставаться ребенком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.

Ю.Радзиковицкий. Журнал «Моменты», №1, 2006 год, стр16-17.
Спасибо, за ценные советы. Очень нужно иногда остановиться в процессе воспитания и переосмыслить отношения с ребенком.
ОтветитьУдалитьАбсолютно с Вами согласна, Ирина!
Удалить